Борис Полозов о бюджетной политике и предстоящем кризисе



22 октября гостем программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов, председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Борис Полозов. Ведущий программы, главный редактор Псковской Ленты Новостей Александр Савенко побеседовал с политиком о бюджетной политике в Псковской области и актуальных вопросах развития региона. Александр Савенко: Добрый день. В эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» программа «Особое мнение». Меня зовут Александр Савенко. Наш гость - заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов, глава бюджетного комитета Борис Полозов. Главная тема нашего разговора сегодня - это формирование бюджета Псковской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Борис Геннадьевич, давайте определимся, в какой стадии на сегодня находится работа по формированию областного бюджета. Насколько я понимаю, законопроект бюджета еще не внесен, каких-то конкретных цифр не озвучено, но, вместе с тем, есть общее понимание, что ситуация сложная, бюджет будет непростой. Каждый год об этом говорится, но в этом году особенно часто звучит такое мнение. Региону, как и всей стране, предстоят нелегкие времена. Насколько такие представления соответствуют действительности? Борис Полозов: Работа над бюджетом началась не сейчас, а значительно раньше. Еще до начала избирательной кампании финансовое управление совместно с Министерством финансов составляло соответствующие прогнозы. Ну а после избирательной кампании, после вступления губернатора в свою должность, естественно, бюджетный процесс активизировался. Уже состоялись встречи губернатора области со всеми фракциями областного Собрания депутатов, с представителями всех муниципалитетов Псковской области, где были озвучены достаточно напряженные цифры и ситуация, которые ожидают нас в следующем финансовом году. Прежде всего, не следует сбрасывать со счетов то, что бюджет Псковской области меньше на 40%, это дотационный бюджет. Цифры, на которые мы можем рассчитывать из федерального бюджета, по предварительным оценкам, достаточно напряженные. Называли цифры такие, как сокращение по государственным программам до 26%. Это очень значительно, практически на четверть. Здесь есть и вклад областного бюджета, но в значительной части, когда мы принимаем государственные программы, которые действуют на территории области, рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета. Поэтому работа над бюджетом предстоит непростая. Понятно, что доходы федерального бюджета падают в значительной степени. Мы должны думать о наполняемости бюджета за счет собственных источников дохода. Поскольку Псковская область - это субъект Российской Федерации, общее состояние экономики в полной мере отражается и на экономической ситуации наших предприятий, какого-то рывка или значительного отличия от ситуации экономики в целом ожидать не приходится. Хотя, с другой стороны, то, что мы называем антисанкциями, а именно отказ от завоза зачастую импортных продуктов питания из стран Европейского союза, дает определенный шанс нашим сельхозтоваропроизводителям. Им открываются в определенной мере прикрытые рынки реализации его товаров через товаропроводящие сети и на территории области, и не только на территории области, поскольку нужно замещать то, что ушло, не только за счет импорта из других стран, не Евросоюза, но и за счет собственного производства. И это открывает, я думаю, определенные перспективы по реализации. Как этим воспользуемся мы, во многом зависит от самих товаропроизводителей. Что касается поддержки своего товаропроизводителя, прежде всего, коли мы рассчитываем на импортозамещение в плане продуктов питания, думаю, что эти программы сохранятся, хотя бюджет покажет. Работа сейчас идет и с Минсельхозом. Важнейшая отрасль, где мы рассчитываем, прежде всего, на импортозамещение своей продукцией, не сократить поддержку своего производителя. А она в последние годы была значительной. Поскольку предстоит значительное сокращение доходной части, нужно думать и над оптимизацией расходной части. Здесь, прежде всего, и администрация области, и Псковской областное Собрания думают об оптимизации расходов управленческого аппарата. Я думаю, что предложения будут как по оптимизации на содержание исполнительных органов, так сейчас в недрах Собрания рассматриваются и предложения по сокращению депутатского корпуса, начиная с 16-го года, поскольку понятно, что предстоит еще длительное обсуждение, согласование во фракциях, вынесение на сессию. Но в недрах собрания готовятся соответствующие предложения по сокращению депутатского корпуса. Александр Савенко: Сейчас звучат какие-то цифры? Борис Полозов:Звучат. Я на прошлой встрече с вами высказывал свое мнение о том, оптимальный состав Собрания - это 33 депутата, где сохраняется 22 одномондатных округа и 11 депутатов избираются по пропорциональной системе. Звучат и другие цифры. К примеру, 22 депутата по мажоритарной системе и 25% от представителей партий. Это порядка 29-30 депутатов. Александр Савенко: Это ближе к тому, что предлагал Виктор Васильевич Антонов. Борис Полозов: Да. Вот такие предложения звучат. Я хочу сказать, что они требуют согласования, обсуждения, тщательного выверения границ округов, поскольку понятно, что ситуация меняется... Александр Савенко: Меняется еще и в связи с тем, что речь идет об укрупнении районов. Борис Полозов: Об этом тоже. Вопрос обозначил губернатор. Но здесь, мое мнение, нужно подходить крайне осторожно. Люди постарше помнят все те положительные и отрицательные стороны при любом внутреннем изменении административно-территориальных границ области. Возможно, мы к этому придем, но еще раз подчеркиваю, здесь нужно поступать очень взвешенно и осторожно. За сокращением управленческого аппарата нужно всегда помнить о том, что основные функции государства, которые оно взяло на себя в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, транспортном обслуживании населения, оказании культурных услуг, они никуда не денутся. Мы обязаны не только обеспечить их доступность, но и добиться соответствующего качества, о чем мы всегда говорили. Никакие кризисы на это не должны влиять. Оптимизация внутренних управленческих расходов на это не должна повлиять. Если мы будем руководствоваться этими критериями, оптимизируя управленческий аппарат, тогда есть надежда на то, что мы добьемся соответствующих результатов. Вот так бы я начал отвечать на такой глобальный вопрос о том, в какой стадии находится бюджет. Александр Савенко: На самом деле, при ответе на первый вопрос, вы затронули большинство тем, которые я собирался сегодня в течение ближайшего часа обсуждать. Вы сказали о том, что нам необходимо думать о наполняемости бюджета собственными доходами, ну, и говорили о том, что открываются двери, появляются перспективы у местных товаропроизводителей. Известно, что в областном Собрании среди ваших коллег есть немало предпринимателей – людей, которые работают в реальном секторе экономики и, наверное, лучше других понимают, как работать с деньгами, что может принести дополнительные доходы. Беседуете ли, обсуждаете ли вот эти темы с ними, может быть, какие-то звучат от них здравые предложения или на это, с учетом общей ситуации, рассчитывать наивно? Борис Полозов: Нет, как раз вот сейчас, пожалуй, и наиболее остро начинают звучать те предложения, и так скажем, непринятие отдельных предложений, которые в условиях сокращающихся доходов кажутся наиболее, что ли, близкими к пополнению бюджета. Что я имею в виду? Ну, прежде всего, хочу сказать, что еще во время избирательной кампании в рамках работы общественного штаба кандидата в губернаторы на тот момент Турчака Андрея Анатольевича мне пришлось возглавлять так называемую секцию «Труд», которая аккумулировала в себе все предложения, связанные с агропромышленным комплексом, развитием промышленности, подготовкой кадров, ну, и целый ряд иных вопросов. И там уже прозвучал целый комплекс предложений. Я уже затронул агропромышленный комплекс. Предложения, действительно, на сегодняшний день сформулированы и находятся в проработке у профильного вице-губернатора, часть из них уже реализуется, часть предполагается реализовать. Это с одной стороны. С другой стороны, Собрание после каникул готовится к проведению второй сессии. И не далее как вчера при рассмотрении одного из проектов закона о налоговых ставках на имущество организаций завязалась острая дискуссия. Более того, большинство членов комитета не поддержало администрацию в части изменения налогообложения на имущество строительных организаций. Там незначительное увеличение, но даже вот эти 0,1 % вызвали очень острую дискуссию, поскольку в обоснование увеличения налоговой ставки прозвучало то, что у нас хорошо работает строительный комплекс, давайте его еще дополнительно поэтому «подстрижем» чуть-чуть. По мнению большинства членов комитета, подход в корне неверный: если начал развиваться строительный комплекс, а известно, что в строительстве каждое рабочее место дает еще как минимум пять рабочих мест, то нужно дать возможность расширить эту налогооблагаемую базу, а не стричь то, что появилось чуть-чуть. Более того, комитет, по крайней мере, будет рекомендовать сессии областного собрания не принимать в том виде, как был предложен, проект закона. Вот в таком виде идет обсуждение, достаточно остро. В комитете по АПК и природопользованию свои проблемы обсуждаются. Александр Савенко: Я озвучу некоторые из вопросов, которые поступили от читателей Псковской Ленты Новостей. Ваш тезка Борис спрашивает: «Борис Геннадьевич, последние дни чиновники говорят о том, что денег будет мало, и расходы будут урезаться. Вы тоже придерживаетесь этого мнения?» Борис Полозов: Да. Александр Савенко: Следующий вопрос от Любови Алексеевны: «Еще недавно всюду муссировалась тема роста государственного долга Псковской области. Сейчас об этом почему-то молчат все. Не получится так, что долг потянет область вниз? Или его спишут?» Борис Полозов: На моей памяти такие долги уже давно не списывались. Очень давно. Есть долги, так скажем, бюджетные кредиты, есть кредиты в коммерческих банках. Определенная часть, значительная часть бюджета, надо сказать, будет расходоваться действительно на обслуживание того долга, который мы имеем. Ну, это нормальное явление, собственно, в бизнесе также происходит, то есть привлекаются кредитные ресурсы там, где собственных финансовых средств не хватает, они обслуживаются соответствующим образом. Важно, чтобы не загонялся процент по этим кредитным ресурсам, был приемлемым. Здесь очень важно работать с соответствующими банковскими структурами, находить наиболее оптимальные предложения по кредитованию и перекредитованию. Думаю, что этого не должно случиться, поскольку мы всегда находились в рамках требования бюджетного кодекса в части не превышения привлекаемых средств по цифрам, которые определены, чтобы не пришла та ситуация, о которой задает вопрос радиослушатель. Александр Савенко: Если я правильно понимаю ваш ответ, вы все-таки не считаете, что с учетом изменившейся ситуации, более сложных прогнозов относительно того, что бюджет будет тяжелый, урезание расходов… Борис Полозов: Хочу сказать сразу, извините, вы правильно все поняли, что я сказал, естественно, что без долгов жить лучше, чем с долгами. Тут спорить тяжело, но коли они есть, то нужно. Александр Савенко: Ну, никаких катастрофических последствий не ожидается, да Борис Полозов: Да. Александр Савенко: От себя спрошу. На прошлой неделе на заседании администрации Псковской области губернатор Андрей Турчак, говоря о бюджете на следующий год, на ту же тему, которую сегодня обсуждаем мы, заявил буквально следующее, я процитирую: «Это будет не 2008 и не 2009 год, это ситуация намного-намного тяжелее. Старожилы, которые работали в исполнительной власти, которые работают сегодня в областном Собрании депутатов, проводят аналогии с 92-м и 94-м годом». Если мне память не изменяет, вы в то время, которое обозначил губернатор, 92-94 год, работали заместителем губернатора Псковской области, сейчас вы работаете в областном Собрании, то есть как раз относитесь к этой категории, о которой говорил губернатор. Как вы считаете, этот прогноз главы исполнительной власти Псковской области, насколько он верен и чего ожидать? Борис Полозов: Не знаю, на что опирается Андрей Анатольевич, вряд ли он в те годы мог оценивать положение, ситуацию…. Александр Савенко: Он как раз сказал, что он опирается на мнение старожилов. Борис Полозов: Хочу сказать, что мы живем сейчас совершенно в иной стране, с иным потенциалом, с иной структурой уже промышленного производства, сельского хозяйства, экономики. Тогда мы стояли на изломе, то есть одно полностью уже или рушилось, второго не было создано. Сегодня с недостатками, с массами, с изъянами, но есть работающая экономика, есть строительный комплекс, есть работающая промышленность в том объеме, в котором есть. Есть другие отрасли. Подчеркиваю, работающие, приносящие доход и умеющие работать уже в новых условиях. В тот момент этого не было. Я бы не брался сравнивать с точки зрения основного источника дохода страны – цен на нефть, даже те цифры, пока, по крайней мере, они несоизмеримы. Я же помню, когда там было и 8, и 16, и 28. Александр Савенко: Еще есть куда снижаться… Борис Полозов: Да, да… Плюс при полностью фактически не работающей или перестраивающейся с одних рельсов на другие промышленности. Сейчас ситуация иная. И я не хотел бы вспоминать с ужасом те годы. Александр Савенко: Еще один вопрос читателя Псковской Ленты Новостей: «Мы бедно живем, но при этом из бюджета финансируются совсем не обязательные расходы на какие-то непонятные социологические исследования, на поддержку и без того крупного бизнеса, на культурные мероприятия, которые нужны очень ограниченному числу лиц. В народе про это говорят: «Пир во время чумы». Давно пора отказаться от такого расточительства. Разве я не права?» - спрашивает читательница. Борис Полозов: Частично. Я скажу по порядку. Социологические исследования. Александр Савенко: Я дополню, наверное, этот вопрос. Предполагаю, что речь, наверное, идет об этой актуальной теме минувшей недели - обращение Игоря Николаевича Савицкого к прокурору по поводу проверок театра, инициатива Макарченко по Институту регионального развития. Борис Полозов: Я думаю, что соответствующие проверки будут проведены, наверняка прокуратура попросит Счетную палату поучаствовать, мы будем иметь исчерпывающую информацию по этому вопросу. Поэтому выводы будем делать, и самые жесткие выводы, если это подтвердится так, как описывают там наши корреспонденты. Если все это подтвердится, будут сделаны соответствующие оргвыводы и дальнейшие шаги. Что касается поддержки и без того богатого крупного бизнеса. Понимаете, в чем дело? Крупный бизнес нужно рассматривать, прежде всего, не забывая и малый бизнес, естественно, как основной источник дохода. Возьмем крупнейшую компанию Великолукский мясокомбинат, который развивает целый кластер. Александр Савенко: И который реализует проект «Невельский газ»… Борис Полозов: Проект по миллионнику на откорме свиней на юге области. Сейчас там действительно второй или третий в России такой комплекс по объему. И всячески из федерального бюджета на начальном этапе пообещали бизнесу поддержку, нужно оказывать эту поддержку, поскольку это и обеспечение продуктами питания нашей страны, и вклад области в ее экономику в виде налоговых отчислений. Здесь очень важно следить за тем, чтобы действительно те вложения, которые мы производим с точки зрения возвращения налогов, были, так сказать, в соответствии с законом. Поскольку не секрет, что и крупный бизнес, и малый занимается зачастую так называемой оптимизацией своей налоговой базы и соответственно выплаты налогов. И вот тут добиваться законных выплат налогов очень важно. И третья часть вопроса… Александр Савенко: Это культурные мероприятия, которые нужны очень ограниченному числу лиц. Борис Полозов: Понимаете, в чем дело, если ограниченному числу, хотя я вот таких мероприятий не очень себе представляю, но праздники для города - они нужны. Праздники для района - они нужны. Приведу пример. Совсем недавно на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы Опочка отметила 600-летие со дня первого упоминания в летописи. Это не столько сам праздник, праздник был очень скромный: открыли бюст нашему земляку Ордин-Нащокину и был концерт. Но сама подготовка к празднику дала определенный импульс социально-экономического развития всего района. Аккумулировали средства инвесторов и благотворителей, средства районного бюджета на подготовку к этому празднику, не на подготовку самих праздничных мероприятий, а ремонт Дома культуры, чего ждали уже последние десятилетия, это приведение в порядок городского стадиона с соответствующей современной инфраструктурой, ну и целый ряд других мероприятий. Улицы и дворы города приведены в порядок. Ведь это очень важно, это нужно делать. Если это делается к празднику, ну, и слава Богу, очень хорошо. Давайте чаще обозначать эти праздники для того, чтобы концентрировать силы на подготовку к нему в плане благоустройства наших поселков, городов, населенных пунктов. Александр Савенко: Опять же уточняю позицию: такие праздники нужны, а какие не нужны? Борис Полозов: Тогда надо предметно говорить. Александр Савенко: Знаете, что вспомнилось, буквально вчера или позавчера появилась информация о том, что в начале следующего года в Псков приедет Никита Михалков и Эмир Кустурица на некий конкурс режиссеров, который будет проходить в Пскове. Ваше отношение к проведению таких мероприятий в нашем регионе. Борис Полозов: Я, вообще говоря, люблю Никиту Михалкова, как режиссера, люблю его фильмы. Но я не очень себе представляю, причем здесь Псков и конкурс режиссеров. Не считаю себя крупным специалистом, чтобы судить о нужности или ненужности, не берусь судить. Александр Савенко: По крайней мере, такие мероприятия у вас интерес вызывают? Вам как, эта тема интересна? Борис Полозов: Культурные мероприятия, например, фестиваль «Крещендо», он не только у меня, он у всего Пскова, у всей области вызывает интерес. Значимое событие, которого не было, и теперь оно ежегодно проходит. Но если Никита Сергеевич организует нечто подобное в Пскове, да еще и сделает это регулярно, то ради Бога. Но пока надо посмотреть, а что это такое. Александр Савенко: Ясно. Возвращаясь к основной теме нашего сегодняшнего разговора, к формированию бюджета на следующий год и плановый период 2016-2017 годов, хочу спросить вас вот о чем. Обозначенный областной исполнительной властью и, в частности, губернатором Андреем Турчаком курс на оптимизацию, на сокращение расходов неминуемо приведет (назову это слово без всяких оценочных характеристик, ни положительных, ни отрицательных) к сокращению бюрократов, да? Как я себе это понимаю. То есть в целом по области бюрократов должно стать меньше. Опять же процитирую губернатора: «Реорганизация коснется всей социальной сферы, поэтому обсуждение проходит в широком кругу общественности, специалистов по каждому направлению: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение…» Губернатор привел ряд примеров неэффективного администрирования. Так, на территориирегиона созданы и содержатся 26 управлений социальной защиты населения, тогда как параллельно в каждом районе есть свой Центр социального обслуживания. С целью сокращения избыточного аппарата предлагается сократить количество управлений до двух: в Пскове и Великих Луках. При этом функция опеки сохраняется в каждом районе. Процесс филиализации и укрупнения также коснется систем образования, здравоохранения и культуры. На базе функционирующих межрайонных медицинских центров предложено сформировать 9 медицинских округов. На группу районов будет создано одно юридическое лицо с одним главным врачом и одним бухгалтером, объединенными закупками. При этом существующая линейка врачей останется. Это сказал губернатор. Очевидно, что при этом значительное число людей останется без работы. Понятно ли уже сейчас, о каком количестве людей в масштабах области идет речь и прорабатывается ли сейчас или в ближайшее время вопрос, как будет решаться проблема их трудоустройства? Борис Полозов: Я начну с того, что повторюсь. При всей этой реорганизации всегда следует помнить, чтобы качество и доступность тех услуг, будь то социальное обслуживание, здравоохранение, не ухудшилось и не уменьшилось в объеме. С другой стороны, если посчитали, что, скажем, по социальному обслуживанию у нас 26 территориальных отделений, да ради Бога, пусть останутся линейные работники, которые занимаются непосредственно социальным обслуживанием людей с ограниченной трудоспособностью или слабым здоровьем. Но наверняка есть определенные функции, без которых не обойтись. Имеются в виду обслуживающие функции даже этих линейных работников. Это их рабочее место, куда они должны прийти, ожидать соответствующих вызовов, пересменки. Целый ряд других функций: организация, отопление помещения... Кто-то должен взять это на себя. Поэтому все надо делать осторожно. Сокращать можно и нужно, наверное. То же самое касается и больниц, так называемые округа с одним главврачом, и по всем остальным направлениям. Радиослушатель: Добрый день. Меня зовут Александр. Вопрос несколько не по вашему рассуждению, но все-таки очень важный для меня, в первую очередь. Услышал, что хотят в Пскове увеличить запрет на продажу алкоголя, в частности, в воскресенье обещают вообще запретить продавать водку и любую другую алкогольную продукцию. Как быть, если какой-то праздник, день рождения. Что делать в таких случаях? Запрет еще хотят ввести до 12 часов дня. Что делать в таких случаях? Не приведет ли это к социальной напряженности? Спасибо. Борис Полозов: Хочу сразу сказать, что таких предложений от органов государственной власти или органов местного самоуправления нет. Такие предложения действительно поступают и звучат на обсуждении в Общественной палате Псковской области от так называемой антиалкогольной общественности. Есть соответствующие организации в Пскове, которые приводят свои резоны и требуют у местной власти и государственной власти более жестко подходить к этому вопросу. Отсюда звучат предложения, которые вы сами перечислили. Я могу к этому высказать свое отношение, поскольку ни на заседаниях комитета, ни на заседаниях сессии областного Собрания эти вопросы не обсуждались. Подходить к этому нужно очень и очень осторожно. Мы можем замещать алкоголь, когда представляем целый комплекс иных услуг культурного плана нашему населению, когда представляем альтернативу. Это занятие спортом, это времяпровождение, какие-то досуговые центры. Это первое. Второе. Все же с поднятием соответствующего жизненного уровня населения, когда у него появляется возможность развлекать себя не самым доступным и дешевым, будем говорить, видом - это алкоголем, а потратится из своего бюджета или бюджета семьи на иные виды времяпровождения. И это должно происходить естественно. Хотя и запретительные меры тоже должны работать. Их достаточно уже принято, но исполнение далеко не всегда происходит должным образом. В сельской местности продолжается торговля суррогатами. Имеется в виду разливной спирт, самогонку сейчас не варят, поскольку дешевле разливать, бадяжить спирт и продавать его. И вот здесь правоохранительные органы должны, наверное, сказать свое слово. Что касается этих ограничительных мер по дням недели и времени продажи алкоголя, я думаю, что перед тем, как их вводить, нужно хорошо понять последствия, к которым они могут привести. Александр Савенко: Семь раз отмерить, потом отрезать. Радиослушатель: Добрый день. Меня зовут Денис. Вчера на заседании бюджетного комитета областного Собрания депутатов рассматривался закон, который касается всех жителей Псковской области «Об установлении единой даты начала применения в Псковской области налога на имущество физических лиц». Как известно, вчера данный закон не нашел поддержки комитета. Хочется узнать у Бориса Геннадьевича, что собственно данный закон регулирует, и какие последствия ощутят на себе жители Псковской области, если этот закон не будет принят? Борис Полозов: Спасибо. Это как раз один из вопросов, который вчера очень остро обсуждался на заседании комитета. Действительно, закон назывался «Об установлении единой даты начала применения на территории области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц». С 1 января 2015 года вводится в действие 32-я глава Налогового кодекса, которая регулирует налог на имущество физических лиц. Если кратко говорить, то фактически меняется налогооблагаемая база. Если сегодня мы платим налог на имущество (это квартиры, дачные сооружения, гаражи и прочее недвижимое имущество, которое имеют физические лица) и исчисляется он исходя из инвентаризационной стоимости, то теперь предлагается делать это из кадастровой. С учетом того, что кадастровая стоимость может подправляться еще и органами местного самоуправления в зависимости от места расположения объекта, его особенностей, то это фактически рыночная стоимость того жилого или нежилого помещения, которое подлежит налогообложению. Налоговый кодекс ввел возможность постепенного введения в действие этого налога. Предлагалось вчера дать возможность органам местного самоуправления, на которых и возложено введение особенностей применения данного налога, начиная с 1 января принять свой график введения этого налога. Но учитывая то, что в настоящее время введение этой статьи Налогового кодекса уже получило значительный резонанс в СМИ и на уровне федерации, все с большой опаской отнеслись к этому. Выскажу свое мнение. На сегодняшний день налог на имущество смехотворен. Учитывая то, что он идет на пополнение бюджетов, прежде всего, местных, а все мы рассчитываем на то, что наши города должны благоустраиваться, развиваться малые архитектурные формы, ну, и как-то облагораживаться, то единственный источник, на который это можно делать, это поступления собственных налогов. Так вот эта статья Налогового кодекса позволяет как раз это сделать. Для примера могу привести следующие цифры. Разработчики данного законопроекта посчитали в разных районах Пскова, в разных районах области, каково будет изменение совокупного платежа по налогу на имущество. Вот, скажем, на лог на квартиру в 51 кв.м в Пскове на сегодняшний день составляет 113 рублей. К 2020 году он должна составить 1038 рублей. Даже по современным меркам деньги незаоблачные, но позволят в значительной мере помочь наполняемости местных бюджетов, которые идут, прежде всего, на вопросы коммунального хозяйства, благоустройства, содержания улиц, дворовых территорий, самих населенных пунктов, где и собираются эти налоги. Но большинство депутатов с большой осторожностью отнеслись к этому и не поддержали данный законопроект. Думаю, что определенная дискуссия обязательно состоится на сессии областного Собрания Александр Савенко: Повторю, что речь идет о депутатах бюджетного комитета, которые отклонили данный проект. Борис Полозов: На мой взгляд, если мы не принимаем данный законопроект, это означает, что до 2020 года продолжает действовать прежняя налоговая ставка, а затем этот налог возрастет сразу же где-то в 8-9 раз. Возможность его постепенного увеличения тоже предусмотрена Налоговым кодексом. В первый год это всего 0,2% увеличения от основной ставки, затем 0,4%, 0,6% и только через 4 года в полном объеме те цифры, которые я называл. На мой взгляд, это нужно делать постепенно, это будет менее болезненно для наших налогоплательщиков. Александр Савенко: Ваша позиция ясна. Я напомню, что ранее мы обсуждали тему реорганизации социальной сферы. Вы говорили о 26 управлениях социальной защиты населения, которые существовали в районах. Спрашивал я вас о людях, которые в результате этой реорганизации останутся без прежней работы. Прорабатывается ли этот вопрос, задумывается ли власть о тех, кто покинет свои места? Борис Полозов: О своем трудоустройстве, прежде всего, должен думать сам человек. Это первый посыл. Естественно, органы власти и местное самоуправление должны создавать условия для того, чтобы человек мог самореализоваться либо поменять профессию. То есть дать ему пройти переподготовку на ту специальность, которая востребована на рынке труда, либо просто заняться малым бизнесом, открыть свое дело, на котором зарабатывать. Если он к этому готов и способен. Тут, думаю, должны быть соответствующие программы. Как они были в 2008 году, когда был соответствующий кризис. Тогда были вложения в программы дополнительной занятости населения. Здесь, я полагаю, должно быть нечто подобное. Александр Савенко: А как вы видите, в каких направлениях могут найти применение люди, кто работал в социальной сфере, куда они могут пойти? Борис Полозов: Сейчас тяжело говорить предметно. Это, прежде всего, люди достаточно подготовленные и, если они увидят сферу применения своих сил в каких-то направлениях бизнеса, соответствующие институты поддержки открытия своего дела должны быть возобновлены, как это было в 2008 году. Александр Савенко: Есть еще вопрос от читателя Псковской Ленты Новостей, человек интересуется: «Озвучьте расходы на содержание аппарата администрации и аппарата Собрания, и сразу все поймут, где искать средства». Борис Полозов: Я не готов сейчас говорить об аппарате администрации, я просто не помню этих цифр. По аппарату Собрания это порядка 24 млн рублей. Хочу сказать, что в 2007 году мы сократили аппарат Собрания в 3 раза в численном составе. От 51 до 18 человек. С тех пор немножко вырос аппарат, но хочу сказать, что количественный состав аппарата Собрания на сегодняшний день самый небольшой среди субъектов Северо-Западного округа. Это я твердо знаю. Александр Савенко: У меня вопрос, который касается не аппарата Собрания, а собственно депутатского корпуса. Несколько ваших коллег уже поменяли места работы. Я о вашей коллеге Елене Васильевне Бибиковой, заместителя председателя областного Собрания, которая вместо Михаила Маргелова уже представляет регион в Совете Федерации. Иван Штылин – депутат областного Собрания, коммунист, который переходит в администрацию области и возглавит комитет по физической культуре и спорту. Сергей Макарченко, координатор отделения ЛДПР, который работал на штатной основе, получил новую работу в Фонде капитального ремонта. Ну, и обсуждали на последней сессии будущее, скажем так, Льва Марковича, ну, может это я вольную трактовку здесь применил. Выступила фракция «Единая Россия» с инициативой обратиться к прокурору Псковской области. Считают ваши коллеги по фракции, по областному Собранию, что в деятельности Льва Марковича есть что-то несовместимое со статусом депутата, показывали этот сюжет из программы «Вести», ну, и, наверное, самые горячие головы уже видят областное Собрание без депутата-яблочника. На ваш взгляд, все эти изменения со статусом действующих депутатов и потенциальные изменения, насколько они серьезно могут отразиться на работе областного Собрания? Или нет, «отряд не заметит потери бойца»? Борис Полозов: Первое. Хочу сказать, что Елена Васильевна Бибикова уже приступила к своим обязанностям в Совете Федерации и вошла в комитет по социальным вопросам. Она будет заниматься внебюджетными фондами. В составе комитета она один из самых подготовленных специалистов. Человек будет на своем месте. Она здесь в течение последних 20 с лишним лет… Вообще, самые тяжелые годы область прожила вместе с нею. Здесь она была на своем месте и там, я думаю, как человек, отвечающий за определенный кусок работы, очень многое в состоянии сделать и как эксперт, и в плане дальнейшего продвижения возможной пенсионной реформы, которая у нас то затухает, то опять возобновляется. Александр Савенко: А когда провожали Елену Васильевну в Москву, как-то договаривались о сохранении контактов, каком-то содействии? Борис Полозов: А как же? Мы с человеком проработали на протяжении последних 12 лет, поэтому человеческие связи останутся. Я думаю, Елена Васильевна такой человек, который никому никогда не отказывал на том месте работы, где она здесь работала, соответственно аналогичным образом будет вести себя и будучи в Москве. Теперь по Штылину и Макарченко. Я могу только порадоваться за этих молодых людей, пожелать им успеха с тем, чтобы они справились и смогли самореализоваться на тех высоких должностях, которые им предложил губернатор. Искренне могу порадоваться, что люди в молодом возрасте и им предстоит столь ответственная и столь объемная работ. Что касается вашего вопроса по Льву Марковичу, то тут не столько депутаты «Единой России» или там другие депутаты усомнились в его деятельности, имеется в виду в законности его действий, сколько определенные намеки прозвучали в той передаче по российскому телевидению. И коль это прозвучало, то фракция «Единая Россия» посчитала своим долгом не просто ограничиться некими намеками и слухами, а получить заключение компетентного органа, коим является прокуратура. Это совсем не означает, что прокуратура обязательно найдет в его действиях что-то антизаконное. Будет нормальное заключение. Александр Савенко: Как вы считаете, если прокуратура даст заключение о том, что в общем-то ничего в деятельности депутата нет такого, что противоречит закону, «Единая Россия» успокоится? Борис Полозов: Я думаю, что да. Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Александр. Сейчас слушаю Бориса Геннадьевича – депутата областного Собрания, но почему-то у меня складывается впечатление, что он сотрудник администрации области. Какой вопрос? Надо поднять налоги. А почему бы и нет? Давно было пора надо поднять. А почему не раньше, а почему не сейчас? А интересовался ли он мнением рядовых граждан-избирателей? Я вот против поднятия налогов. Почему на квартиры надо налоги поднимать? Почему не год назад это сделать? Почему не через год? Я против, понимаете. Может, правительству как-то лучше работать, эффективнее, а не с народа драть? Или, например, пенсионные накопления. Госдума приняла законопроект, по-моему, в первом чтении, о замораживании на 15-й год. Почему бы областному Собранию не выступить с предложением к Госдуме, «ребята, не надо так делать, не надо замораживать накопления, пускай люди копят себе на пенсии, 25 млн человек в этом заинтересованы!» По этому поводу опять тишина почему-то. Районы надо укрупнять? Давно пора. Народ-то вымирает. Может вопросом вымирания заняться, чтобы народ не вымирал, а не районы укрупнять? Вот у меня такие риторические высказывания. Александр Савенко: Спасибо, Александр за ваш вопрос, ваше мнение. Борис Геннадьевич, есть какой-то ответ? Борис Полозов: Есть, конечно. Суть вопроса, почему не раньше, почему не позже, почему именно сейчас. Объясняю, в течение последних 10 лет идет кадастровый учет недвижимости на территории РФ, составление соответствующих баз данных. И не далее, как год назад, чуть меньше даже, была утверждена кадастровая стоимость, представлена соответствующими федеральными структурами стоимость объектов недвижимости, находящихся на территории области. Поэтому говорить об изменении налогооблагаемой базы до этого было просто беспредметно. Почему я считаю, что нужно поднять? Я абсолютно с вами согласен, что этот вопрос должен быть вынесен на обсуждение и он выносится на обсуждение. Я же рассказал вам 10 минут назад о том, что очень остро обсуждался на заседании комитета, более того, комитет отклонил. Я высказал вам свое отношение, поскольку вижу источники дохода наших муниципалитетов, знаю их прекрасно, поскольку давно являюсь депутатом, и вижу, что это действительно даст возможность пополнить казну. А казна пополняется не только на содержание чиновников, хотя о сокращении расходов на них мы уже говорили с Александром, нужно заниматься, но, прежде всего, на благоустройство наших городов и поселков, в которых мы с вами живем, на содержание наших дворов и улиц. Теперь, что касается того, кто кого содержит. В любой стране всегда народ, извините меня, содержит свое правительство. Это факт медицинский, и от этого нужно отталкиваться. Александр Савенко: По-другому никак, да? Борис Полозов: Но правительство должно об этом всегда помнить и соответствующим образом относиться к этому. Александр Савенко: Кто слуга, а кто господин, да? Борис Полозов: Да. Александр Савенко: Я напоминаю, что мы говорили в течение этого часа о формировании регионального бюджета на следующий год и на другие актуальные темы. Остаются буквально несколько минут до окончания нашего эфира. Борис Геннадьевич, возможно, я не спросил у вас о чем-то таком, что вы сами считаете важным, о чем необходимо было бы сказать? Борис Полозов: Я думаю, что жизнь подскажет нам такие темы, а мы с вами будем встречаться и обсуждать их.

Ещё новости о событии:

22 октября гостем программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов, председатель комитета по бюджету,
20:14 25.10.2014 Pln-Pskov.Ru - Псков
22 октября гостем программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов, председатель комитета по бюджету,
19:21 25.10.2014 Vluki.Net - Великие Луки
 
По теме
Сегодня начальник регионального УМВД России генерал-майор полиции Алексей Овсянников выступил перед депутатами Псковского областного собрания с ежегодным отчетом о деятельности органов внутренних дел региона в 2023 году.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
25 марта 2024 года Великолукским районным судом Псковской области рассмотрено уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.314.1 УК РФ, Как установлено судом,
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru