«Черное молоко, или Экскурсия в Освенцим»: Смотреть нельзя пропускать



В год своего 110-летия Псковский драмтеатр продолжает наращивать репертуар - в афише появляются спектакли для «разного» зрителя. Выполняя наказы псковичей, строгий репертуар разбавили лирическими «Соседями», проникновенными «Фантазиями Фарятьева», остроумным «Клиническим случаем», основательным «Человеком, обреченным на счастье». Большой пласт составляют красочные детские постановки: «Краденое солнце», «Приключение Чиполлино», готовится новогодняя «Золушка». Режиссер Евгения Львова, известная псковичам по «Кентервильскому привидению», «Запрещено», «Вот это вещь!», на этот раз обращается к самому обделенному, казалось бы, зрителю - подросткам. Обращается очень изящно, умело, вызывая молодежь на диалог, в том числе, и с самим собой. «Черное молоко, или Экскурсия в Освенцим» - это спектакль по одноименной пьесе австрийского драматурга Хольгера Шобера. Казалось бы, причем тут псковичи? Ответ прост: этот спектакль, прежде всего, о людях - о нас, о наших близких, о наших далеких... На сцене всего три героя: средних лет поляк Томаш (Денис Кугай), его дочь Белла (Анжелика Иномова) и ее ровесник из Германии Томас (Алексей Довбаш), приехавший на экскурсию в Освенцим. «Музей!» - как нарочито подчеркивает девочка. Не концентрационный лагерь, а именно музей. Так проще жить. Жить и улыбаться. Есть еще Марика - прабабушка Беллы, чей найденный случайно дневник она читает. Эту роль также берет на себя юная Анжелика. Стоит, пожалуй, обратить на это особое внимание: Анжелика и Алексей - ученики детской театральной мастерской «Гвозди», которая создана на базе Театрально-концертной дирекции Псковской области. Играя своих ровесников, пока они делают лишь первые шаги на театральной сцене. Первые, но очень уверенные. По сюжету немецкий подросток, который дружит с неонацистом, от увиденного в Освенциме испытывает настоящий шок, сжигает свой паспорт и начинает стыдиться того, что он немец. От того перестает говорить на родном языке. Все три героя встречаются в полицейском участке, где пытаются найти общий язык во всех смыслах слова. В ходе этого почти двухчасового действа каждый герой открывается для нас по-своему, раскрывается трагедия каждого из них, а также трагедия всего поколения, трагедия нации в целом. Непреодолимое чувство вины заставляет Томаса молчать, а ненависть к немцам Томаша - говорить, кричать и выражаться. Молодая Марика легкомысленно рассказывает своему дневнику и зрителю, конечно, историю влюбленности в немца, а после - унижение, раздавленность, гибель. Белла пытается понять отца, понять себя, как и каждый из героев. Финал у этой истории, с одной стороны, грустный - выясняется, что изнасилованная немцем Марика рожает дочь - мать Томаша, а затем, неспособная принять эту ситуацию, сводит счеты с жизнью. С другой стороны, Томас после разговора с Томашем вроде бы принимает свою национальную принадлежность и вновь начинает говорить по-немецки с Беллой, а Томаш признает, что и среди немцев есть хорошие парни. Впрочем, легче от этого на душе не становится. Да и не должно, наверное. Ведь до конца не верится, что эти запутавшиеся в себе подростки нашли заветный выход из ситуации, а грубый и довольно безразличный к своей дочке Томаш вдруг станет отличным отцом. Он и сам признается, что дочь у него вроде бы есть, а вроде бы он все равно один, потому что ни обнять ее, ни поделиться с ней сокровенным он не может. Но кто в этом виноват? Разве только лишь молодое поколение, которое ругает на протяжении всего спектакля Томаш? Думаю, нет. Надев маску холодного поляка, он не расстается с ней и в конце спектакля. После такой постановки логичен ее разбор. Но разбор не «по косточкам», не в лоб, а деликатный что ли... Вопросы должен задать себе каждый зритель сам и сам найти на них ответы. Авторы постановки могут лишь помочь ему в этом, возможно, направить, что-то прояснить. Вообще, мне показалось, что спектакль этот не столько даже для подростков. Он, как говорится, для семейного просмотра. Во-первых, это прекрасный повод для родителей и детей проанализировать свои взаимоотношения, разобраться в пресловутой проблеме «отцов и детей». Во-вторых, это еще и повод обсудить наше прошлое, настоящее и, конечно же, будущее. Наивно было бы полагать, что этот спектакль о плохих фашистах и хороших поляках. Он о проблемах взаимоотношений людей в целом. Фото Андрея Кокшарова Во время обсуждения спектакля прозвучала мысль о том, что люди легче сопереживают горю конкретного человека, нежели беде всей нации. А мне-то как раз кажется, что подчас все происходит с точностью до наоборот - мы готовы жалеть евреев, которые умирали в мучениях десятки лет назад, но не способны протянуть руку помощи своему близкому - человеку, который находится рядом. Переживая за людей, которых он никогда не знал, Томас забывает о том, что дома его ждут родители. Да, по его наблюдениям, они мало уделяют ему внимания, но ведь взаимоотношения - это работа, работа над собой всех заинтересованных в этом сторон. Подростковые суициды, да и не только подростковые, происходят не из-за вселенских катаклизмов или груза вины, оставленного потомками. Чаще всего причина кроется в том, что человек остается в обществе, в семье один, наедине со своими проблемами. Близкие в трудную минуту не могут его просто обнять (неслучайно Томаш акцентирует внимание именно на этом, говоря о взаимоотношениях с дочкой), сказать: «Не парься, мы любим тебя таким, какой ты есть». Простых рецептов не бывают, твердят нам авторы постановки. А по мне рецепт очень даже прост - любовь. Ее нужно не боятся испытывать, показывать, дарить. Безусловно, нельзя закрывать глаза и на тему связи поколения современных детей, подростков с событиями Второй мировой войны. «О чем рассказывают в школе? О цифрах. Что такое 6 миллионов погибших евреев? Это - цифры», - рассуждает Томас. Сухие цифры, прочувствовать которые детям нелегко. Та история, которая случилась с взрослым поляком и молодым немцем, могла произойти и в России. И я говорю не только о 30-40-х годах прошлого века, а еще и о настоящем, о будущем. Какое наследие оставим мы своим детям, как будут они воспринимать «крымскую весну» 2014 года? Так, как объясним им мы, взрослые. «О чем этот спектакль?» - не унималась модератор дискуссии, театральный критик Юлия Клейман, обращаясь к залу. «О том, - ответила одна из юных зрительниц. - Что нужно гордиться нашими предками, которые ковали победу. Не только солдаты погибли в бою, но и мирные жители стали жертвами фашистов». Говорит и вспоминает бедную Марику, которая покончила с собой из-за бесчинств немца. «То ли еще будет...» - думаю я про себя. В качестве резюме: спектакль смотреть нужно всем, независимо от возраста, профессии, половой и религиозной принадлежности. Смотреть, чтобы задать себе вопросы, чтобы откровенно с собой поговорить, чтобы откровенно поговорить с близкими. А еще, чтобы посмотреть, какие замечательные люди приходят нам на смену. Молодые актеры Анжелика Иномова и Алексей Довбаш производят потрясающее впечатление, особенно, учитывая их возраст. То ли от того, что они еще так молоды, чисты и наивны, не испорчены мыслями о себе и своем Эго, то ли нужно отдать должное преподавателям «Гвоздей», но на сцене эти дети живут. Они такие настоящие, что хочется их слушать, им верить, хочется им помогать. Жаль только, что в дискуссию актеры практически не включились. Это было бы интересно... Светлана Аванесова

Ещё новости о событии:

В год своего 110-летия Псковский драмтеатр продолжает наращивать репертуар - в афише появляются спектакли для «разного» зрителя.
17:53 01.12.2016 Pln-Pskov.Ru - Псков
В год своего 110-летия Псковский драмтеатр продолжает наращивать репертуар - в афише появляются спектакли для «разного» зрителя.
17:36 01.12.2016 Vluki.Net - Великие Луки
 
По теме
В Псковском музее-заповеднике открылась выставка современной мозаики «Великий сказочник», посвященная 180-летию со дня рождения композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.